
Картель в экономике – это договорённость между конкурирующими участниками рынка об объемах и направлениях бизнеса, ценах, порядке реализации товара или услуг.
Антимонопольное законодательство уточняет определение картелей. Это соглашения между субъектами – конкурентами, работающими на одном и том же рынке товаров, если их договоренности вызывают или могут вызвать негативные последствия в экономике: рост цен, сокращение производства отдельных видов продукции и др.
В мире по-разному относятся к картелям. В некоторых странах (Канада, Австралия) картели разрешены, в других (Япония) – допускаются только отдельные виды картелей. В большинстве же стран, и в России, в том числе, картель запрещен, и законодательство стремительно изменяется в сторону ужесточения наказаний за его деятельность.
Уже внесены поправки в антимонопольное законодательство, направленные на борьбу с картелями, а также в УК, УПК и КоАП РФ. Поправки разрабатывались ФАС России, поэтому направленность их понятна.
Цели поправок:
- ужесточить уголовное наказание и усилить административную ответственность участников картельного сговора;
- отрегулировать взаимоотношения ФАС и МВД в части борьбы с нарушениями данного характера;
- расширить полномочия антимонопольного органа при расследовании картельных сговоров.
Вам может быть интересно:
Какие существенные изменения произойдут?
1. Изменения ст.178 УК.
- Обязательность доказывания наступления последствий от деятельности картели теперь требоваться не будет. Достаточно установить факт наличия картели.
- Будет установлена повышенная уголовная ответственность за преступные соглашения, заключенные на торгах. Но не на всех. Норма коснется лишь тех торгов, которые считаются обязательными. Для частных торгов ничего не изменится.
- Ужесточится наказание и для ряда сотрудников компаний (руководитель компании, члены совета директоров, акционеры (участники) с долей более половины от уставного капитала).
- Вдвое вырастет размер «крупного и особо крупного ущерба» и «крупного и особо крупного дохода», т.е. признаков, в зависимости от наличия которых суд квалифицирует преступление.
2. Антимонопольные органы получат дополнительные полномочия для сбора необходимой информации:
- Сотрудники ФАС при проведении проверок будут вправе осуществлять выемку документов, что всегда было прерогативой МВД.
- Им будет предоставлен доступ к персональным данным, и материалам МВД, полученным в процессе оперативно-розыскной деятельности.
3. В КоАП вводится статья, предусматривающая штрафы за оказание противодействия проверкам ФАС.
Методические рекомендации для МВД. Документ необычный, но интересный
Это методические рекомендации по взаимодействию МВД и ФАС. В документе антимонопольный орган подробнейшим образом дает рекомендации, а иногда и прямые указания работникам МВД касательно тактики ведения допроса, проведения обыска, изъятия вещественных доказательств или приемов поиска мест сокрытия тайников. К документу даже разработаны приложения – формы запросов, которые МВД направляет в ФАС: о предоставлении информации или сведений, о получении заключения специалиста или о выделении специалиста ФАС для участия в проверке и т.д.
Не совсем понятно, кто в конечном счете будет вести следствие – работник МВД, которого специально этому обучали, или сотрудники ФАС? И как МВД отнесется к этим указаниям? Как к рекомендациям? Или это указание, обязательное для исполнения?
Безусловно, должна быть наработана некоторая правоприменительная практика, чтобы наладилось взаимодействие таких крупных структур, как ФАС и МВД.
Ещё новости и рекомендации от DIVIUS Law&Consulting, связанные с пандемией коронавируса:
Необходимо ли публиковать на ЕФРСБ требования кредиторов в процедуре наблюдения?"
Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка на 66 543 745 рублей
Суд установил новую кадастровую стоимость по отчету оценщика, не назначая судебную экспертизу.